(часть 5)
В конце июля
2001 года в Саратове состоялось предуборочное совещание руководителей нефтяных
кампаний, входящих в состав «Лукойла». В нем принял участие приехавший из
Москвы президент АО «РИТЭК» Валерий Исаакович Сорокин-Грайфер, с которым уже
более года поддерживал деловые отношения первый заместитель главы
муниципального образования Екатериновского района А.С.Рыбкин. С ним Анатолия
Семеновича познакомил бывший зам.министра топливной промышленности Российской
федерации наш земляк В.П.Курамин (бакурчанин).
Знакомство с
одним из крупных нефтяных бизнесменом России не было случайным. Владимир Петрович Курамин представил его
Рыбкину как человека, родословная
которого по материнской линии уходит корнями в Екатериновский район, а
конкретно в село Киселевка Коленовского
округа. Валерий Исаакович с большим удовольствием принял приглашение Анатолия
Семеновича посетить малую родину своих предков. Ему и самому давно хотелось
побывать там, увидеть дивный уголок российской глубинки, с которой связывают
его родственные нити.
О Киселевке
много рассказывал маленькому внуку в детстве дед Яков Алексеевич Сорокин. Много лет спустя со слов отца его дочь
Александра Яковлевна Сорокина-Грайфер (мать Валерия Исааковича) написала
повесть «Краснобай» (в 1957 году). В свет книга вышла в 2000 году в Московском
издательстве «Интернейшнл Бизнес Гайд».
В повести
рассказывается об укладе жизни русской деревни конца 19-го века. В ней нет вымышленных имен.
Главный герой - Сорокин Яков Алексеевич -
дед президента АО «РИТЭК». Дочь талантливо описала тяжелую жизнь своего
отца, его родных и близких, киселевских крестьян, задавленных постоянной нуждой,
помещичьим произволом.
Яков,
прозванный односельчанами «краснобаем» за грамотность, любознательность и складный речевой слог, мальчишкой ушел из
Киселевки искать лучшую долю.
Большую и
яркую жизнь прожил выходец из Киселевки Яков Алексеевич Сорокин. В начале
прошлого века он работал машинистом паровоза в Саратовском депо. За участие в
революционном выступлении в 1905 году был сослан на каторгу в Сибирь (Тюмень). Его жена Дарья Ивановна поехала за
ним, там в 1907 году у них родилась дочь Александра. В 1927 году она вышла замуж за командира
Красной Армии Грайфера Исаака Евлиевича. Затем закончила Саратовский автодорожный
институт. На Дальнем Востоке
военно-строительный батальон мужа строил автодорогу Хабаровск-Владивосток, а
она работала на этой же стройке вольнонаемным инженером.
Валерий
Исаакович с необыкновенной теплотой вспоминал о своих родителях. После войны
отец рано ушел из жизни, мать одна поднимала детей - его и Ирину, сестру. Она
дала им возможность получить высшее образование. «Мы, писал Валерий Исаакович в
предисловии повести матери «Краснобай», - гордимся ею и будем помнить
всегда...»
Потомок
киселевских крестьян на малой родине своих предков был встречен хлебом-солью и
с необыкновенным радушием внуками и
правнуками тех, кто с «Краснобаем» - его дедом Яковом - мыкал горе, отрабатывал на помещичьих полях «барщину»,
чтобы не умереть с голоду.
Валерий
Исаакович много беседовал с киселевцами, интересовался их современным бытом,
отвечал на многочисленные вопросы. Валерий Исаакович был несказанно рад теплому
приему и тому, что наконец-то представилась возможность побывать здесь,
поклониться праху своих пращуров. А как руководитель крупной нефтяной кампании
он пообещал киселевцам выделить средства на обустройство дороги с твердым покрытием
по сельской улице и до автотрассы Колено-Екатериновка. Об этом местные жители
давно мечтали.
В.И.Грайфер
сдержал свое слово, деньги на строительство дороги выделил, завершается ее
возведение. И еще одно благое дело совершил Валерий Исаакович, когда возвращался
из Екатериновки в Саратов. На обратном пути он осмотрел переездинскую церковь
Архангела Михаила, пожертвовал на ее восстановление 1000 долларов и пообещал
оказать помощь по ее дальнейшей реставрации.
автор Анатолий ЕЛИН